Почвенные картины

Обсуждение тематических почвенных вопросов, организационные новости и публикации
Ответить
Grunt
Участник
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2013 8:07 pm

Почвенные картины

Сообщение Grunt » Пт мар 08, 2013 6:57 pm

Когда я был на экскурсии во Всемирном Музее Почв в Нидерландах, я сделал довольно много фотографий. В частности, мое внимание привлекли две картины в фойе музея:
Почва как картина 1
Почва как картина 1
Почва как картина 2
Почва как картина 2
На этих картинах мы видим причудливые узоры псевдофибров — тонких ожелезненных цементационных новообразований.

Мне рассказали, что эти картины были сделаны специальным способом - фактически они являются копией почвенных разрезов. Широких надо сказать разрезов (в сажень шириной), что как раз отличает эти картины от обычных почвенных монолитов (~ 40 сантиметров). Насколько я понял, техника создания схожа с техникой отбора монолита, но при этом слой почвы берется очень тонкий и "наклеивается" специальным составом на холст.

Интересно, в России есть подобные произведения?

Аватара пользователя
Глея
Старейшина
Сообщения: 1258
Зарегистрирован: Пн фев 25, 2013 6:28 pm

Re: Почвенные картины

Сообщение Глея » Вс мар 10, 2013 6:34 pm

Интересно!

А вот еще картины, на которых изображена почва.

Ранние произведения.
wpe10F.jpg
wpe111.jpg
wpe114.jpg
wpe116.jpg

Аватара пользователя
Глея
Старейшина
Сообщения: 1258
Зарегистрирован: Пн фев 25, 2013 6:28 pm

Re: Почвенные картины

Сообщение Глея » Вс мар 10, 2013 6:39 pm

Винсент Ван Гог
V_van_Gogh_The Harvest_(1888).jpg
V_van_Gogh_The_hill_of_Montmartre_with_stone_quarry_(1886).jpg
V_van_Gogh_Wheatfield_under_thunderclouds_(1890).jpg
V_van_Gogh_Wheatfield_with_crows_(1890).jpg
van Gogh, V Olijfgaard 1889.jpg

Grunt
Участник
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2013 8:07 pm

Re: Почвенные картины

Сообщение Grunt » Вс апр 28, 2013 1:51 pm

Кстати, нельзя не вспомнить замечательную картину Малевича:
Скачет красная конница - почва 12 цветов
Скачет красная конница - почва 12 цветов
Картину можно посмотреть в Русском музее. Эта картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение).

Интересны комментарии к картине (взято с http://alestep.narod.ru/adds/lab_2.htm ):
В отличие от традиционных изображений, нижняя часть картины, земля представлена не в своем обычном, т.е. внешнем, облике (художник-реалист скорее всего нарисовал бы открытую степь), а как бы в разрезе. Перед нами, повторяю, не фотографически-точное полотно и даже не просто приправленное некоей полузагадочной символической условностью, а по сути чертеж. Речь идет о рождении новой вселенной (проект), о расчете и о представлении скрытой внутренней сути изображаемого. И в этом контексте не может быть оставлено без внимания, что земля в ее поперечном разрезе состоит ровно из 12 цветов (подыщите, пожалуйста, иллюстрацию повразумительнее нашей картинки). 12 = 3 х 4 - выражение одновременного действия двух формообразующих парадигм, тринитарной и кватерниорной. Не стану судить об использованной цветовой гамме (честно сознаюсь, моя хроматографическая грамотность сильно хромает, оставим задачу тем, кто более компетентен*), зато само число представляется в высшей степени характерным. Здесь Малевича интересовала своеобразная формула земли, сама ее суть.

*Черный, коричневый, белый и красный - вот некоторые из использованных цветов. Белый и красный - ср. два лагеря Гражданской войны; белый - цвет незапятнанности, чистоты (в национальной почве это все же осталось), красный - цвет крови, традиционного компонента родной земли ("земля, политая кровью"). Черный, коричневый - не менее знаменитые символы почвы. "Blut und Boden", коричневый, белый, красный и черный - эти цвета активно присутствовали в соответствующей символике задолго до национал-социализма и будут присутствовать всегда. Что с остальными цветами Малевича? Желтый - от солнца, от золота (какое значение для земли имеет солнце, а земля для богатства, вероятно, не требует пояснений); то ли фиолетовый, то ли пурпурный (я сам сейчас использую лишь иллюстрацию) - возможно, и царственность...

Аватара пользователя
Podzol
Участник
Сообщения: 33
Зарегистрирован: Вт мар 12, 2013 3:19 pm

Re: Почвенные картины

Сообщение Podzol » Вс апр 28, 2013 5:13 pm

Вот это здорово! Люблю читать вашу тему! Пожалуйста, продолжайте выкладывать еще материалы.

Аватара пользователя
Ортштейн
Администратор форума
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Сб фев 23, 2013 5:28 pm

"Почва в изобразительном искусстве"

Сообщение Ортштейн » Сб ноя 16, 2019 10:51 pm

26 ноября 2019 года, во вторник в 15-00, в зале Почвенного института имени В.В. Докучаева состоится совместное заседание Комиссии истории, философии и социологии почвоведения Общества почвоведов и Научного семинара Почвенного института имени В.В. Докучаева; где будет представлен доклад Зубковой Татьяны Алексеевны (дбн, снс. факультета почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова):

Почва в изобразительном искусстве

Аннотация доклада
Ирина Антонова, директор с 1961—2013 гг. и президент с 2013 года Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, считает, что в искусстве все было предвидено: «Землетрясение сначала слышат художники и писатели… Октябрьская революция ….. меняла одно на другое. Русский авангард прямо в нее вылился, он ее предвидел». Познавательная функция искусства представляет интерес для специалистов различных областей знаний. Художники интуитивно на чувственном уровне отображают элементы природы, которые несут информацию об окружающей среде. Например, почва в картинах может отображаться напрямую (пашня, дороги, живописные тропы, обрывы) и косвенно, посредством сельскохозяйственных продуктов, фитоценозов и ландшафтов.

В презентацию включены работы художников: А.Г. Венецианов, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, Поль Гоген, Наталья Гончарова, К.С. Петров-Водкин, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Иван Крамской, Александр Иванов, Д.Г. Левицкий, А.П. Антропов. Феофан Грек, Андрей Рублев, Карло Кривелли, Козимо Тура, Джованни Беллини и др.

Также в докладе затронуты дискуссионные вопросы генезиса красноземов, красноцветная кора выветривания; «нормальные» и «анормальные» почвы по В.В. Докучаеву; почвообразование на каменистых породах и кирпичной кладке, условия формирования полнопрофильных почв; матричная организация почвы; особенности почвенного покрова в лесных биогеоценозах (БГЦ); роль вывалов, валежника, кротовин в формировании пестроты почв в БГЦ, анизотропность лесных почв и др.

Таким образом, задолго до формирования почвоведения как науки, художники на интуитивном уровне в своих работах отображали природные процессы, их особенности, связанные с формированием почв и почвенного покрова, такие, как пестрота почвенного покрова в лесных биогеоценозах, почвообразование «нормальное» и «анормальное» по В.В. Докучаеву, время почвообразования, цвет почв и почвообразующих пород, почвообразование на каменистых и скальных породах.

Ответить