Эволюция почвенных интернет-ресурсов на примере сайта факультета почвоведения МГУ (2018)

Авторский раздел. Научные статьи по почвоведению и наукам о Земле
Ответить
Аватара пользователя
Ортштейн
Администратор форума
Сообщения: 68
Зарегистрирован: Сб фев 23, 2013 5:28 pm

Эволюция почвенных интернет-ресурсов на примере сайта факультета почвоведения МГУ (2018)

Сообщение Ортштейн » Чт фев 28, 2019 12:45 am

Ссылка для цитирования: Выделить всё

Рыбальский Н. Н., Долгинова В. А. Эволюция почвенных интернет-ресурсов на примере сайта факультета почвоведения МГУ // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2018. — № 4. — С. 25–31.
УДК 338.439
ЭВОЛЮЦИЯ ПОЧВЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ
САЙТА ФАКУЛЬТЕТА ПОЧВОВЕДЕНИЯ МГУ

Н.Н. Рыбальский, В.А. Долгинова, факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова
Аннотация:
В статье идет рассмотрение интернет-сайтов, как многомерных информационных сущностей. Проводится анализ развития почвенных интернет-ресурсов на примере сайта факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Изучаются исторические аспекты эволюции интернет-сайта факультета. Выявляются особенности транзита серии версий сайта факультета между различными периодами развития веб-технологий. Изучаются закономерности развития информационных технологий и изменения информационной повестки сообщества почвоведов в интернете.

Ключевые слова:
интернет, сайт, портал, веб-страница, ит, информационные технологии, почвоведение, почва, экология, почвовед, веб-сервисы, интернет-технологии, веб-дизайн, научное представительство, интернет-представительство, cms, html, фреймы.


Введение

Бурно нарастающие темпы интернетизации полностью изменили концепцию информационного взаимодействия людей, общественных институтов и структур самых разных предметных областей. То, что десять лет назад казалось научной фантастикой, сейчас представляется чем-то обыденным – практически у каждого человека благодаря мобильным устройствам есть высокоскоростной доступ ко всеобъемлющим информационным ресурсам Сети из любого места [1]. Впервые за историю человечества доступ к информации стал очень простым, дешевым и быстрым; можно узнать ответ на любой вопрос, просто достав из кармана смартфон и обратившись к голосовому помощнику. И все это лишь вершина айсберга, самое начало новой информационной эпохи, которую нам посчастливилось застать.


Веб-сайт как способ интернационализации: сайт-визитка

Ключевым средством нового революционного способа взаимодействия с информацией стали интернет-сайты (веб-сайты). Основой популярности этого способа организации информации является технология гипертекста – возможность предоставлять доступ к информации в «нелинейном» виде, связывая отдельные документы при помощи гиперссылок. Если интернет стал новым основным способом передачи информации, своего рода новой письменностью, то гипертекст по значимости можно сравнить с изобретением печатного станка – технология гиперссылок позволила структурировать информацию на совершенно новом уровне, что привело к созданию уникальных многомерных информационных сущностей, которые мы уже успели привыкнуть называть просто «сайтами» и относиться к ним как к чему-то само собой разумеющемуся; наверное, также произошло и с книгами, первые из которых несомненно вызывали у своих современников трепет, но постепенно при повседневном использовании стали чем-то обыденным.

Изначально именно научная среда стала главным катализатором развития интернета, трансформировав нацеленный на военные нужды проект (ARPANET) в среду коммуникации между научными коллективами. Основным аттрактором новых коммуникационных технологий стали университеты и факультеты, занимающиеся точными науками; их довольно быстро догоняли и ученые из других областей, которые также были заинтересованы в быстром и удобном способе обмена научными знания со своими коллегами из других городов и стран.

В почвоведении, как и в некоторых других естественнонаучных областях, появившиеся интернет-технологии начали активно применять в середине 90-х годов. По данным интернет-архива Wayback Machine, первый сайт факультета почвоведения МГУ (рис 1.) появился в 1996 г. [2].

Первый сайт факультета был полностью на английском языке и служил в первую очередь как средство коммуникации с зарубежными коллегами. По сути, это был «сайт-визитка», созданный на чистом HTML (гипертекстовый язык разметки) и состоящий всего из пяти страниц: «история факультета», «структура» со списком кафедр, «образование» с описанием учебного процесса, «научные программы», в которых участвовал факультет и «контакты». Под этот сайт отлично подошло бы выражение «памятник эпохи», т.к. 90% сайтов рунета в то время представляли примерно что-то подобное; правда, сайты на английском языке в рунете были редкостью, так что сайт факультета выглядел довольно солидно, подчеркивая свою интернациональную направленность, представая только на языке, принятом как стандарт международного научного общения.

1.jpg
Рис. 1. Первая версия сайта soil.msu.ru (1996)

С другой стороны отсутствие русскоязычной версии свидетельствует о том, что сайт был направлен исключительно на международную аудиторию, в то время как в России уже довольно у многих был интернет. Скорее всего дело в том, что в то время в научных кругах, интернет был «в диковинку», рассматривался как нечто новое, непонятное и, в первую очередь, статусное; практической же пользы (информирование населения, популяризация научной мысли, привлечение абитуриентов и проч.) в интернет-сайтах тогда особо не видели. На все это также наложилось сложное пост-перестроечное время, когда ресурсы у российского научного сообщества были довольно ограничены.


Первая попытка коммуникации: статический веб-сайт на фреймах

Новой вехой развития интернет ресурсов стало начало 2000-х гг. В российских городах начал появляться быстрый немодемный ethernet-интернет, количество русскоязычных пользователей Сети стало увеличиваться в геометрической прогрессии [3]. Почвоведы МГУ также не стояли в стороне, и в 2000 г. появилась первый полноценный русскоязычный сайт факультета почвоведения МГУ (рис 2.).

2.jpg
Рис. 2. Первая русскоязычная версия сайта soil.msu.ru (2000)

Новый сайт факультета представлял собой довольно крупный интернет-сайт с несколькими десятками веб-страниц и удобной вложенной навигацией. Появился раздел новостей, подробная информация о факультете и его сотрудниках, странички кафедр, информация для абитуриентов и студентов, разделы аспирантуры, научной деятельности и др. Присутствовала и краткая англоязычная версия сайта. Среди пользователей большим интересом пользовалась «Гостевая книга», которая стала одним из первых общественных коммуникационных веб-ресурсов по почвоведению в России, где посетители сайта оставляли свои вопросы и пожелания, получая обратную связь от администрации факультета.

В технологическом плане, новый сайт также был более совершенным, чем первая «визитка». На смену примитивному «чистому» HTML в новой версии сайта была применена HTML-технология фреймов, позволяющая создать сложную вложенную навигацию, существенно упрощающая администрирование и дальнейшую поддержку сайта, облегчая добавление новых материалов.

К сожалению, новый сайт было все равно довольно сложно администрировать (по меркам сегодняшних технологий). Добавление новых материалов или написание новостей требовало большого количества усилий из-за громоздкой файловой структуры сайта и отсутствия визуального редактора (WYSIWYG); а довольно высокий по тем временам технологический порог (необходимость знания языка HTML) не давал возможностей распределить нагрузку по поддержке сайта между структурными подразделениями факультета.


Новые технологии: динамический веб-сайт на CMS

Информационные технологии (ИТ) не стояли на месте. Первые CMS (системы управления контентом) появились еще в 90-х гг., но получили распространение уже ближе к началу 2000-х, когда начал набирать популярность язык веб-программирования PHP, на котором были разработаны большинство CMS. Новые CMS позволяли разрабатывать динамические веб-сайты – в отличие от типичных для 90-х гг. статических сайтов, CMS формировали запрашиваемые веб-страницы «налету» в процессе взаимодействия интерпретатора PHP сервера Apache c реляционной базой данных (БД); т.е. больше не требовалось использовать конечные, физические HTML файлы, хранящиеся на сервере в ожидании, когда их передадут пользователю. Новая архитектура работы веб-сайтов на порядок облегчала их администрирование и открывала глубокие возможности их кастомизации.

Первый сайт факультета почвоведения на CMS был создан в 2005 г. на CMS Joomla (рис. 3). Кроме переноса прежних разделов с предыдущего статического сайта, в новой версии появились динамические модули, в которых располагались дополнительные элементы навигации и различные веб-сервисы. Добавление материалов стало не сложнее, чем создание документов в офисных программах; общее количество материалов на сайте уже исчислялось сотнями. Благодаря использованию CMS, появилась возможность организации многопользовательского удаленного доступа к управлению и администрированию ресурса [4]. Энтузиасты среди студентов и сотрудников факультета получили доступ и возможность публиковать материалы и даже вести собственные разделы на сайте факультета. Это привело к тому, что сайт факультета почвоведения МГУ стал крупнейшим русскоязычным ресурсом в данной предметной области [5].

3.jpg
Рис. 3. Первая CMS-версия сайта soil.msu.ru в 2008 г.

К сожалению, неконтролируемый многопользовательский доступ привел к некоторым сложностям при работе с сайтом. В первую очередь пострадала его информационная безопасность. Сложность технологического устройства CMS, состоящей из большого количества программного кода, предопределяет появление множества потенциальных уязвимостей, которые требуют постоянного внимания со стороны администратора сайта. Все осложнялось еще тем, что многие из энтузиастов, которые получили доступ к администрированию сайта, не обладали достаточной компьютерной грамотностью и их компьютеры были уязвимы для вредоносных программ, это привело к тому, что сайт зачастую работал «на честном слове», иногда бывая недоступным долгое время.

Еще одной особенностью сайта стало то, что он носил научно-административную направленность, образовательная же часть – разделы, посвященные абитуриентам и обучающимся на факультете были развиты не так хорошо. Это могло быть связано все с той же причиной, что и привела к появлению первоначального сайта исключительно на английском языке – для почвоведов интернет все еще оставался инструментом «внутреннего пользования», эдакой интерактивной записной книжкой с возможностью удаленного доступа [6]. Сайт до сих пор не рассматривался как инструмент взаимодействия с «внешним миром» неспециалистов.


Веб-сайт как основной информационный ресурс

Ситуация изменилась с появлением соцсетей, массовой распространенностью мобильных устройств и в целом компьютеризации России. Возник запрос на получение информации о факультете на новом уровне, возможность задать вопрос и получить фидбек в реальном времени. Мультимедийные технологии и появление видеотрансляций полностью изменили картину получения информации. Кроме того существовавший в то время сайт факультета почвоведения несмотря на свой впечатляющий объем, не имел должной технической поддержки: CMS не обновлялась годами, что приводило к тому, что порой сайт не работал в течение нескольких недель подряд. Все это привело к необходимости пересмотра концепции развития сайта факультета.

Новая версия сайта появилась в 2013 году. В первую очередь были проведены многоплановые технические работы по реанимации сайта, устранения уязвимостей и повышению стабильности системы. Затем начался комплекс работ по редизайну; сначала была переработана структура и навигация, т.к. за последние несколько лет сайт оброс большим количеством новых разделов, которые располагались весьма хаотично. Были сформированы четыре основных инфоблока разделов: «общефакультетский» в верхнем раскрывающемся меню и разделы слева – «информационный», «кафедральный», «ресурсы». Переработка коснулась также и подразделов меню: в связи с огромным (даже по сравнению с более многочисленными факультетами МГУ) размахом представленности материалов на сайте, была реализована система тройной вложенности меню, что позволило сделать полноценные кафедральные порталы в рамках сайта факультета, некоторые из которых в итоге стали одними из наиболее активно развивающихся разделов сайта.

4.jpg
Рис. 4. Сайт soil.msu.ru в 2018 г.

Далее были проведены работы по художественному оформлению, и сайт приобрел вид, который он имеет сегодня (рис 4.). На место любопытных, но довольно бесполезных разделов предыдущей версии сайта, таких как «Случайное изображение», «Опросы», «Кто на сайте?» и рекламных модулей, в сайт были интегрированы соцсети факультета, созданные непосредственно во время разработки новой версии сайта. Для привлечения абитуриентов, на главную страницу сайта была выведена «баннерокрутилка», представляющая наиболее актуальные разделы сайта и анонсы. Сверху встроен модуль со ссылками на все официальные соцсети факультета – YouTube, Вконтакте, Facebook, Instagram и Twitter. В целом, были реализованы новые функциональные возможности размещения контента, такие как возможность прикрепления вложений, интеграция мультимедийных материалов и проч. Кроме этого, было сделано множество косметических изменений – убраны пустые страницы и «битые» ссылки, основные страницы сайта украшены иллюстрациями для повышения выдачи в поисковых системах и многое другое.

Третьим этапом работы стала разработка системы делегирования административных прав пользователей сайта. С ее помощью каждое подразделение факультета получило возможность администрировать свой раздел сайта самостоятельно; для каждого подразделения был назначен ответственный, что потребовало создания системы распределения полномочий. Всего в данный момент с сайтом работает более 20 специалистов, для подготовки которых была разработана обучающая документация. Все это привело к взрывному росту количества новых материалов на сайте; особенно расцвели кафедральные разделы, в некоторых из которых благодаря самоотверженному труду кафедральных ответственных появились целые обособленные информационные порталы по их предметным областям.

Четвертым этапом стало развитие соцсетей и медиатехнологий. Была создана система интеграции новостей из соцсетей на сайт, что позволяет любому пользователю соцсети Вконтакте предложить свою новость в группе факультета; после рассмотрения материала модераторами, она отобразится в блоке объявлений на главной странице сайта и в твиттере. Затем был инициирован поиск и создание видеоматериалов, связанных с факультетом и предметной областью; разработана имиджевая концепции представления факультета в Сети и организована группа ответственных, развивающих соцсети факультета. Кроме этих нововведений были добавлены и другие интерактивные модули для «оживления» сайта, такие как «Почвенные апокрифы» Л.О. Карпачевского; «Научный календарь»; раздел с актуальным расписанием занятий студентов и многое другое.

Пятым и пока заключительным этапом стала разработка новой концепции раздела для абитуриентов. После продолжительного мозгового штурма под руководством приемной комиссии факультета был организован концептуально новый подход к размещению информации для абитуриентов; созданы разделы «Вопросы и ответы», «Отзывы выпускников» и проч. Все это вкупе с продвижением в соцсетях несомненно внесло определенный вклад в повышение заинтересованности абитуриентов, что видео на графике (рис. 5.).

5.jpg
Рис. 5. Сравнение количества пользователей сайта http://soil.msu.ru за период 2013-2014 и 2017-2018 гг.

За последние пять лет среднегодовая посещаемость сайта остается стабильной, наблюдается небольшой рост (в пределах 3%), т.к. общая популяция русскоязычных почвоведов практически не меняется, а на факультете учится примерно такое же количество студентов, что и раньше. Однако, как видно на графике, существенно выросла посещаемость сайта в период вступительных экзаменов – рост более 400% свидетельствует, что сайт стал основным информационным ресурсом для нового поколения почвоведов.


Почвоведение на острие информатизации: челлендж

Встает вопрос: что дальше? Смотря на эволюцию развития сайта факультета почвоведения МГУ можно ясно увидеть, как менялась не просто технологическая сторона, обусловленная высокой скоростью развития ИТ; менялось сама информационная повестка, которая стояла перед почвоведами.

На первом этапе (1996-2000 гг.) стояла необходимость развить международные связи, сайт факультета был в виде «визитки» на английском языке – почвоведы обращались к коллегам из других стран, с которыми контакт был осложнен из-за недавнего «железного занавеса».

Второй этап (2000-2005 гг.) был первым осознанием необходимости предоставить информацию о факультете в Сети, в первую очередь реализовав сайт как научно-административный информационный ресурс – почвоведы создали «ядро» самоидентификации.

Третьим этапом (2005-2013 гг.) стала необходимость оперативного предоставления «свежей» информации и превращение сайта в интерактивный интернет-портал; предпринята попытка интегрировать сообщество почвоведов факультета в работу над сайтом – почвоведы заявили о себе, как о крупнейшем русскоязычным сообществе специалистов в рамках данной предметной области.

Четвертый этап (2013 – н.в.) основывался в первую очередь на том, чтобы развернуть фокус с внутренней научно-административной повестки на привлечение на факультет абитуриентов и других заинтересованных лиц (для этого была обеспечена интеграция факультета с современными веб-сервисами и реализована формализованная система делегирования доступа для развития соответствующих разделов сайта непосредственными функциональными отделами факультета) – почвоведы начали смотреть в сторону подрастающего поколения, чтобы передать свои знания.

Вышесказанное на наш взгляд довольно сильно коррелирует со всем сообществом почвоведов в целом, а не является только особенностью присущей факультету почвоведения. В таком случае, можно ли дать прогноз на дальнейшее развитие сообщества почвоведов?

Первостепенной задачей, которая стоит перед почвоведами и перед их информационными ресурсами, является обращение уже не только к абитуриентам, молодым людям, которые находятся в процессе поиска своего пути в жизни. Перед нами встает новый челлендж – достучаться до более широкого круга лиц. Работать над популяризацией почвоведения как науки, как взгляда на природу, которая окружает нас, как образа мыслей. Впереди – глобальный продовольственный кризис, экологические катаклизмы, которые уже сейчас прорываются в пока довольно безобидном (по меркам Госпожи природы) виде «пахнущих свалок», токсичных выбросов с заводов и проч. Задача почвоведов в подобных ситуациях – быть независимыми экспертами и менторами, которые могут «на пальцах» объяснить широкой общественности те или иные экологические явления; постоянно напоминать об опасности экстенсивного землепользования, эрозии и деградации почв. Пока что мы только начинаем осознавать необходимость использования наших информационных ресурсов «во вне» нашего, по правде сказать, довольно немногочисленного сообщества. Но уже сейчас важно начать готовить благодатную почву для начала будущего наступления научной мысли на потребительское отношение к самому величайшему богатству человека – окружающей его природе.


Литература

1. Рыбальский Н.Н., Долгинова В.А. Цифровой почвенный музей: концепт // Использование и охрана природных ресурсов в России, 2015, № 3. — С. 25–29.
2. Интернет-архив Wayback Machine.
URL: https://web.archive.org/web/19961101000000*/soil.msu.ru
3. Internet users, Russia. URL: https://data.worldbank.org/indicator/IT.NET.USER.P2
4. Иванов А.В., Сафрошкин В.Ю., Рыбальский Н.Н. Сетевые почвенные информационные системы и цифровые модели почв // Научный сервис в сети Интернет: решение больших задач: тр. Всеросс. научной конф. (22-27 сентября 2008 г., Новороссийск), 2008. — С. 448–450.
5. Цейц М.А., Девин Б.А. Веб-ресурсы по почвоведению: практическое руководство по поиску и аналитический обзор // Почвоведение, 2005, № 2. — С. 247–253.
6. Рыбальский Н.Н., Долгинова В.А. Актуализация интернет-пространства в почвоведении // XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам. Международный научный форум "Ломоносов-2014". Секция "Почвоведение". Сборник тезисов докладов — Макс Пресс М., 2014. — С. 171–172.

Soil science at YouTube
N.N. Rybalskiy, V.A. Dolginova, Faculty of soil science Lomonosov Moscow State University
Summary:
Websites are regarded as multi-dimensial information entities. Analysed development of soil-themed internet-resources on an example of Faculty of Soil Science Lomonosov (Moscow State University) website. Studied historical aspects of soilscience department's website. Enduced specifications of transit between series of soil faculty website versions compared to different periods of web-technologies' development. Studied consistent patterns of web-technologies development and alteration of information concept of soil scientists' communities in internet.

Keywords:
Internet, website, portal, web page, IT, information technologies, soil science, soil, ecology, soil scientist, web services, Internet technologies, web design, scientific representation, Internet representation, cms, html, frames.

Ссылка для цитирования: Выделить всё

Рыбальский Н. Н., Долгинова В. А. Эволюция почвенных интернет-ресурсов на примере сайта факультета почвоведения МГУ // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2018. — № 4. — С. 25–31.

Ответить