Анализ представленности результатов исследований в области почвоведения в медиапространстве YouTube (2017)

Научные статьи по почвоведению и наукам о Земле
Ответить
Аватара пользователя
Ортштейн
Администратор форума
Сообщения: 63
Зарегистрирован: Сб фев 23, 2013 5:28 pm

Анализ представленности результатов исследований в области почвоведения в медиапространстве YouTube (2017)

Сообщение Ортштейн » Сб дек 01, 2018 4:32 pm

Ссылка для цитирования: Выделить всё

Долгинова В.А., Рыбальский Н.Н. Анализ представленности результатов исследований в области экологического почвоведения в медиапространстве (youtube) // Генезис, диагностика и предотвращение экологических кризисов / Под ред. Н. О. Ковалева. — Макс Пресс Москва, 2017. — С. 146–154.
УДК 338.439
АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ YOUTUBE

Долгинова В.А., Рыбальский Н.Н.
факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация. В статье актуализируется медиапространство YouTube и изучается представленность в нем медиасреды почвоведения. Проводится анализ самого популярного русскоязычного ютуб канала по почвоведению. Формулируются основные критерии, влияющие на развития ютуб канала и предлагаются рекомендации по ведению каналов почвенной тематики. Оцениваются текущая ситуация и потенциал русскоязычных почвенных ютуб каналов.


Введение

Общее количество пользователей YouTube уже перевалило за миллиард [1], что составляет около трети всех пользователей интернета, в том числе около 50 млн пользователей YouTube в России [2]. Ежедневно более 500 миллионов человек (44% мужчины, 56% женщины) из 88 стран мира просматривает более 1 миллиарда часов видео на 76 языках; при этом одним из наиболее активно растущих сегментов YouTube является категория «Наука и Технологии» [3].


YouTube как новая информационная парадигма.

YouTube – саморазвивающаяся платформа, где весь видео контент (содержимое) создается самими пользователями – любой человек может создать свой канал, записать видео и опубликовать его для всеобщего просмотра. Нет входных ограничений по языку, типу, формату, длине и размеру видео. Пользователи не только участвуют в создании роликов, но и могут вести открытую дискуссию в секции комментариев под каждым видео [4]. YouTube уже можно рассматривать не только как видеосервис, но и как новое социальное медиа и полноценную социальную сеть наряду с Facebook, Twitter, Instagram, Vkontakte и др.

Прогресс в информационных технологиях (ИТ) и большие финансовые вложения в развитие YouTube создали уникальные условия для пользователей платформы, такие как загрузка видео неограниченного объема, совместимость с новейшими технологиями видеосъемки (4K, 360°, 3D, Virtual Reality и т.д.), прямые трансляции и др. По оценкам экспертов, к 2020 г. более половины жителей Земли будут иметь быстрый доступ в интернет [5], что сделает применение платформы еще более обширным, а использование онлайн видео станет практически повсеместным. Лавинообразный рост популярности YouTube в последние пять лет обусловлен в первую очередь усилением мобильной составляющей ИТ и повсеместным распространением смартфонов со встроенной видеокамерой.

Каждую минуту на YouTube загружается 400 часов новых видео, и среди такого огромного числа видеоматериалов любому научному видео очень легко затеряться и остаться незамеченным. Производство научных и научно-популярных видео является ресурсоемкой задачей, и если подготовленный ролик не привлечет внимание целевой аудитории и не вызовет обсуждение, то все ресурсы окажутся потрачены впустую. Крайне высокая конкуренция между каналами приводит к постоянному повышению качества видео, как в визуальном, так и в содержательном смысле, что обуславливает все больший интерес пользователей к этой платформе.

Почвоведам важно научиться создавать понятные и интересные научные видео как для потенциальных абитуриентов профильных ВУЗов, чтобы заинтересовать их уникальной специальностью, так и для более широкого круга лиц, желающих расширить свой кругозор или получить ответ на конкретный теоретический или практический вопрос. В связи с этим, становится крайне актуальным детальное изучение механизма развития почвенных ютуб каналов.


Анализ медиасреды почвоведения на YouTube.

Почвоведение наряду с другими науками довольно активно развивается в медиапространстве YouTube. В целом, категория «Наука и технологии» на YouTube показывает рост аудитории 50% за последние 3 года, среднее количество просмотров к видео– 6638, средняя сессия (время пребывания на платформе за одно посещение) – 40 мин., при этом 70% трафика идет через мобильные устройства (планшеты, смартфоны) [8].

В русскоязычном YouTube профессиональные видео о почвах и почвоведении уступают любительским видео как по количеству, так и по популярности. Несколько иная картина наблюдается в англоязычном сегменте, где число профессиональных видеоматериалов лидирует по количеству, но не по числу просмотров [6].

Общая емкость медиасреды почвоведения на YouTube по запросу «Soil science» перевалила за 900 тыс. видео; при этом, русскоязычный сегмент медиасреды показывает серьезное проседание – по запросу «Почвоведение» находится всего 800 видео, что вызывает особо удивление в связи с тем, что русскоязычный сегмент YouTube является одним из наиболее популярных и быстроразвивающихся в мире [7]. Эта колоссальная разница подтверждается и динамикой актуальности поисковых запросов в аналитической системе “Google Trends” (рис. 1).

1.jpg
Рис. 1. Доля запросов в русскоязычном и англоязычном сегментах YouTube за 5 лет, % (Google Trends)

В данный момент, русскоязычный сегмент YouTube является одним из наиболее популярных и быстроразвивающихся в мире (рис. 2). Онлайн-видео перегоняет каналы российского телевидения по охвату аудитории, и благодаря растущему интересу пользователей к платформе сайт YouTube.com стал четвертым по посещаемости в рунете после Google.com, Yandex.ru и Vkontakte.ru.

2.jpg
Рисунок 2. Динамика роста числа пользователей YouTube в России и в мире 2004-2017 гг., % (Google Trends)

Ежемесячно более 12 млн человек через платформу YouTube генерируют 13% от всего публичного контента в интернете [9]. Существует более 20 000 русскоязычных ютуб каналов и их количество постоянно растет; но ресурсов связанных с почвоведением среди них практически нет. В связи с этим, становится крайне актуальным детальное изучение механизма развития почвенных ютуб каналов.


Анализ канала AgroPrognoz.

Наиболее популярным почвенным русскоязычным ютуб каналом является AgroPrognoz ( http://youtube.com/AgroPrognoz ). Одной из миссий канала AgroPrognoz является популяризация и повсеместное распространение знаний о почвах и почвоведении среди широкого круга заинтересованных лиц – от фермеров и аграриев, до бизнеса и междисциплинарных научных сообществ. На канале AgroPrognoz опубликованы более 100 роликов, в которых освещаются самые разные темы – от почвоведения, агрохимии и точного земледелия до ГИС, агромаркетинга и терраформирования.

Видеоматериалы в краткой форме дают ответы на вопросы, волнующие как профессиональных почвоведов и аграриев, так и начинающих естествоиспытателей, фермеров и специалистов смежных отраслей, что обеспечивает стабильный прирост числа заинтересованных участников в среднем по 7-10 новых подписчиков в день (рис. 3). Средняя длина одного ролика – 11 минут, средняя длина просмотра видео – 3 минуты; удержание аудитории составляет 32%, что показывает значительный интерес к содержанию видео. Ежемесячно видео на канале просматриваются более 7000 раз, общая длина просмотра в 14 дней и 20 часов; таким образом, потенциальный объем аудитории канала уже сейчас более чем в три раза превосходит размер базы подписок.

3.jpg
Рис. 3. Изменение просмотров видеоканала «АгроПрогноз» 2014-2017 гг., %

Всего на канал подписано 1700 человек. Основа аудитории – мужчины в возрасте от 25 до 44 лет из разных регионов России и стран СНГ (66% зрителей, рис. 4). Поскольку большая часть зрителей попадает на канал через поисковую систему YouTube, наиболее часто запрашиваемые ключевые слова, совпадающие с метаданными канала AgroPrognoz, дают представление о преобладающих интересах аудитории. Десять самых популярных поисковых фраз, формирующих источник трафика на канал: «пестициды», «почвоведение», «гербициды», «фунгициды», «минеральные удобрения», «почва», «гумус», «агрохимия», «агрономия», «инсектициды». Таким образом, на данный момент контент канала привлекает внимание в основном студентов и молодых специалистов – работников агросектора.

4.jpg
Рис. 4. Распределение зрителей канала AgroPrognoz по возрасту, %

Вопросы почвоведения, охраны почв, агрохимические и агротехнические темы преимущественно рассматриваются на канале безотносительно территориальной специфики – большая часть видео затрагивает фундаментальные теоретические и концептуальные практические вопросы, которые актуальны для жителей разных регионов мира. Несмотря на то, что выпуски ведутся только на русском языке, местоположение зрителей значительно варьируется – от регионов России и стран СНГ до США, Германии и других стран.


Рекомендации по ведению научного YouTube канала.

Анализ интересов пользователей может стать хорошей отправной точкой для выбора темы видео, которое может стать популярным уже только благодаря органическому росту из-за высокого стартового интереса. Среди популярных запросов по ключевому слову «почва» в YouTube встречаются: виды почв, типы почв, эрозия почв, почва и ее состав, почва для клубники / орхидеи / картофеля, почва как среда обитания, почвопокровные растения и другие. Общее количество запросов по ключевому слову «почвоведение» составляет 12,5 тысяч, из них самые популярные темы это: почвоведение мгу, музей почвоведения, факультет почвоведения.

Метаданные (в принятом на YouTube смысле) – это совокупность текстовых параметров видео: название, описание, тэги (ключевые слова). Именно благодаря метаданным система распознает, о чем видео и выбирает, кому его следует рекомендовать к показу. Использование популярных тем запросов в названии и других метаданных видео дает возможность алгоритму YouTube показывать ролик в результате поиска пользователей, а также рекомендовать эти научные видео людям со схожими интересами, что повышает шанс у видео быть замеченным целевой аудиторией в интернете.

Следующий важный фактор популярности научных видео – это личность ведущего; харизма автора определяет длительность просмотра ролика, желание зрителя подписаться и возвращаться на канал снова и снова. Анализируя самые популярные научные видео, мы выделили личностные характеристики и навыки человека, которые оказывают наибольшее влияние на рост видеоконтента – это позитивная эмоциональная нагруженность повествования, яркая мимика, грамотная речь, взаимодействие с аудиторией, умение доносить информацию творческими способами.

При подготовке видео и метаданных важно учитывать источники трафика – способы воспроизведения ролика пользователем. На сегодняшний момент около 70% просмотров идет через мобильные устройства (смартфоны, планшеты) [10], это означает, что видео, оптимизированное с учетом этой особенности, будет легче восприниматься через небольшой экран. Оптимизация для мобильных устройств включает в себя использование более крупного шрифта, снижение количества мелких деталей, озвучивание названий рубрик или любого другого текста, появляющегося на экране, включение конечных заставок, более активное использование жестикуляции, укрупнение иллюстративного материала.

YouTube – это очень динамичная и насыщенная платформа, подписчики ожидают постоянного обновления канала. Чтобы поддерживать заинтересованность базы подписчиков и привлекать новую аудиторию, необходимо регулярное постоянство выпуска новых материалов. Большинство крупнейших научных и научно-популярных YouTube каналов придерживаются четкого графика публикаций от 1 до 3 видео в неделю.

Вовлеченность аудитории во взаимодействие с роликами на YouTube дает мощный толчок к росту просмотров; важнейшие показатели социальной активности это коммуникация со зрителями через ответы на вопросы в секции комментариев, пользовательский рейтинг видео, внешние ссылки и распространение материалов через социальные сети и сайты.

Важным показателем для оценки динамики популярности канала является время просмотра видео – показывает общую длину просмотра в минутах и является более важным показателем, чем собственно количество просмотров, указываемое цифрами под видео.

Показатель, который подскажет автору научного канала, насколько его видео захватывает внимание зрителей, называется удержание аудитории и вычисляется в процентах. Задача каждого автора на YouTube состоит в том, чтобы стремиться увеличивать долю просмотренного видео от общей длины ролика за счет оптимизации сюжета, создания увлекательного контента, подбора той длины видео, которое готова и хочет смотреть ваша целевая аудитория. Если показатель отказа (когда люди выключают видео через пару секунд после начала воспроизведения) слишком велик, то среднее удержание аудитории может упасть до нескольких процентов, а это в свою очередь сделает практически невозможным органический рост на YouTube за счет внутреннего продвижения видео.


Выводы.

Потребность в представленности почвоведения как научной дисциплины на YouTube с каждым днем становится все более острой в связи высокой онлайн-активностью тысяч пользователей – от школьников и студентов, фермеров и дачников, до работников агросектора и управленцев самого разного уровня. К сожалению, русскоязычный сегмент почвоведения на YouTube развит слабо и требует большего внимания со стороны научного сообщества. Во многом это связано с тем, что развитие канала на YouTube является весьма нетривиальной задачей, требующей внимательного подхода к деталям, выпуска релевантных видеоматериалов и выстраивания продуктивной коммуникации с аудиторией. Развитие первого русскоязычного научного канала о почвоведении AgroPrognoz, всесторонне использовавшего вышеописанные подходы, заняло довольно длительный срок (более трех лет). Несмотря на пустующие ниши аграрной и почвенной тематики и кажущееся отсутствие конкуренции, привлечь внимание целевой аудитории к своему каналу совсем непросто. Даже создание очень качественного профессионального научного ролика не гарантирует достижение им целевой аудитории, если не принять во внимание множество деталей.

Список литературы.

1. YouTube for Press – Statistics in numbers, 2017. URL: https://www.youtube.com/intl/en-GB/yt/about/press/
2. Countries with the most YouTube users as of May 2016. URL: https://www.statista.com/statistics/280685/number-of-monthly-unique-youtube-users/
3. How Many Views Does a YouTube Video Get? Average Views by Category, URL: http://tubularinsights.com/average-youtube-views/
4. Рыбальский Н. Н., Долгинова В. А. Медиатехнологии в почвоведении // XXII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2015": Секция "Почвоведение". – М.: МАКС Пресс, 2015. – С. 185–186.
5. Khan F. Mobile Internet from the Heavens // Preprint at Arxiv.org – 2015. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1508/1508.02383.pdf
6. Welbourne D.J., Grant W.J. Science communication on YouTube: Factors that affect channel and video popularity // Public Understanding of Science, 2015 – pp.1-14, URL: http://sciencepolicy.colorado.edu/students/stpr4100/welbourne_2015.pdf
7. Долгинова В. А., Рыбальский Н. Н. Представленность почвоведения на youtube // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2017. — № 3. – С. 110–114.
8. Basic YouTube Statistics, 2017. URL: https://expandedramblings.com/index.php/youtube-statistics/#.WeUISVu0PX4
9. Статистика русского Youtube за 2016 год, URL: https://ru.epicstars.com/youtube-statistic/
10. YouTube Statistic Report 2017, URL: https://expandedramblings.com/index.php/youtube-statistics/

Ссылка для цитирования: Выделить всё

Долгинова В.А., Рыбальский Н.Н. Анализ представленности результатов исследований в области экологического почвоведения в медиапространстве (youtube) // Генезис, диагностика и предотвращение экологических кризисов / Под ред. Н. О. Ковалева. — Макс Пресс Москва, 2017. — С. 146–154.

Ответить