Удивительный мир почв под ногами

Обсуждение тематических почвенных вопросов, организационные новости и публикации
Ответить
Аватара пользователя
Gleya
Старейшина
Сообщения: 1336
Зарегистрирован: Пн фев 25, 2013 6:28 pm

Удивительный мир почв под ногами

Сообщение Gleya »



Идея выставки очень необычная: показать почву как художественный объект при помощи картин, сделанных из почвы и других необычных экспонатов.

Что скрывается под слоем травы внутри почвенных горизонтов? Там тааакоооое! Что просто дух захватывает. Я уверена, что ничего подобного вы не видели в жизни!

Вы наверно знаете, что почва помогает нам выращивать картошку и строить на ее поверхности дома, но можно ли предположить, что почва — это еще и красиво и даже эстетично?

Роль почвы в искуссве поистине велика, и сейчас мы в этом убедимся.

Первый образец почвенного искусства — это картины-монолиты. Выкапывается яма (почвенный разрез), со стенки идущей вглубь срезаем частицы и наклеиваем их на твердую поверхность. Получается картина реальной почвы, которую можно повесить у себя дома. Это, например, подзолы из Сибири с элементами криотурбации (крио-мороз, турбация - беспорядок; завихрения, появившиеся в результате замораживания и оттаивания влаги в почве).

На этой картине показаны необычные черные точки под землей. Там что живут кроты? Нет, на самом деле, это криогенно конвективные деформации почвы. Они возникают при промерзании торфяника: сверху менее плотные слои торфа были вдавлены в насыщенные водой песчаные породы.

Еще в 15 веке голландский художник Босх использовал почвы в качестве основного объекта в своих картинах, чтобы создать глубокий религиозный символизм.

C древних времен пигменты почв, взятые непосредственно из земли, использовались в религиозных и декоративных целях. Эти пигменты бывают совершенно разных цветов - желтый, красный, розовый, голубой, коричневый и др. Из этих перетертых пигметов делают краски для рисования. Египтяне использовали желтый пигмент для рисования в гробницах и пирамидах, а красный цвет использовали для блеска для губ и макияжа. Такие пигменты очень яркие и стойкие, до сих пор мы можем видеть их цвета.

Интересно, что пигменты из почвы при прокаливании при большой температуре изменяют свой цвет. В каждом кружочке вы видите слева — это исходный цвет почвы, а справа — это то, что получается при прокаливании.

Почвоведы из МГУ и сами опробовали почвенные краски и нарисовали картины в стиле русского авангарда из пигментов чернозема, серой лесной, буро-коричневой почв и некоторых других.

Посмотрите, как красиво из разноцветных почвенных цастиц сложили треугольник Ферре для определение грансостава (т.е. какой размер частиц в почве).

Наверное самый неожиданный предмет этой выставки - это шары Дороданго или "рукотворчный жемчуг". Дороданго происходит от японских слов доро («Грязь») и данго (круглые клецки из прессованной рисовой муки). Такой шар скатывается руками из влажной почвы, затем высушивается и полируется. Это традиционый вид японского искусства. Вы сами можете сделать такой шар из почвы под ногами.

В полях почвоведы выкапывают разрезы глубиной до 2 метров или до начала материнской породы, а глубину измеряют вот такой сантиметровой лентой.

Сложно поверить, что все многообразие цветов и оттенков можно встретить в природе, благодаря разным химическим соединениям в почве, сплетающимся в невообразимые узоры.

Эту выставку подготовила научно-эстетическая группа факультета почвоведения МГУ (SoilART), которая изучает взаимосвязь почвоведения и искусства.

И напоследок - загадка: как вы думаете, зачем в конце выставки лежит этот плакат с ручкой?

Подписывайтесь на канал "Агропрогноз", чтобы изучать мир почв вместе с нами!
Ответить